Джиу-Джитсу (Дзюдзюцу, яп. 柔術 дзю дзюцу — от яп. 柔[дзю] (мягкий, гибкий, податливый, уступчивый) и 術[дзюцу] (техника, способ) — это в высшей степени эффективное искусство самозащиты.
Целью изучения Джиу-Джитсу является физическая и психическая закалка. На тренировках занимающийся учится перемещаться свободно и универсально, наносить любые удары из любых положений, выполнять любые броски, подсечки, болевые и удушающие приёмы.
Каждый боец должен использовать свой мозг также хорошо, как и своё тело. Занятия вырабатывают самообладание, делают человека стрессоустойчивым, уверенным в себе, хладнокровным.
Являясь одним из средств духовного воспитания, на практике является полным глубокого смысла боевым искусством, предназначенным для защиты мира и порядка. Человек, прошедший подготовку в Джиу-Джитсу, развивает мощную психическую концентрацию и вырабатывает чрезвычайные волевые качества.
Сегодня боевое искусство Джиу-джитсу можно рассматривать как очень эффективные техники самообороны. Это не просто приемы самообороны, не методики самообороны, рассматриваемые на курсах самообороны, сегодня это скорее искусство самообороны.
Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип этой борьбы — «не идти на прямое противостояние, чтобы победить», не сопротивляться, а уступать натиску противника, лишь направляя в его действия нужную сторону до тех пор, пока тот не окажется в ловушке и тогда обратить силу и действия врага против него самого. Принцип этот связан с преданием о враче Сиробэй Акаяма, который однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю (по другим источникам — под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин-рю (школа ивы).
В течение жизни человек строит и укрепляет 4 основные стены своей «крепости», это:
- здоровье;
- социальный аспект (общение с окружающими);
- знания и работа;
- духовность.
Подразумевается, что в случае крушения одной из стен жизнь человека может рухнуть, как карточный домик.
Поэтому формированием этих четырех составляющих нужно начинать с самого раннего детства. Очень важно, чтобы ребёнок, к моменту его выхода во взрослую жизнь, имел надёжную опору и «крепость» с прочным фундаментом.
Занятие дзю-дзюцу призвано формировать стойкий, мужественный характер, совершенствовать лучшие человеческие качества.
Джиу-джитсу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и одоспешенного противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.
Искусство джиу-джитсу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ (рю).
Джиу-джитсу широко практиковалось в армии, его изучали самураи.
До эпохи Эдо входило в состав школ, где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кэндзюцу; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.
Наибольший расцвет приходится на эпоху Токугава, когда после череды войн и смут настал продолжительный период мира. Тогда число рю достигало 700.
Основные отличия между школами заключались в постановке дыхания, базовых стойках и преобладании той или иной группы приемов.
Существует множество разновидностей джиу-джитсу, что приводит к многообразию подходов. Школы могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (то есть, броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к джиу-джитсу многие школы также обучали работе с оружием. Кроме названия «дзюдзюцу» также использовался ряд других терминов: «тайдзюцу», «когусоку», «торидэ», «хакуда» и «явара» и даже «дзюдо».
Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было, несомненно, эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита (самооборона).
Традиционные и современные школы
Несмотря на многие различия, общих черт в школах дзю-дзюцу было больше, что дало возможность создать в дальнейшем на его основе такие универсальные системы единоборств, как дзю-до и айки-до.
Джиу-джицу легло в основу Кодокан дзюдо (мастер Дзигоро Кано).
В основу айкидо (О-сэнсэй Морихэй Уэсиба) легла техника одной из школ дзю-дзюцу — Дайто-рю Айки-дзюдзюцу мастера Такэда Сокаку. Составными разделами в программе данной школы были как техники дзю-дзюцу, так и айки-дзюцу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзюцу.
В IХ в. японский придворный врач Акаяма Сиробэй, побывав в Китае и изучив значительный опыт китайского ушу, систематизировал все известные ему приемы борьбы для создания единой системы со своими принципами и методами. После демонстрации императору, были отобраны базовые приёмы и создана первая школа по изучению джиу-джитсу.
Традиционными (классическими) школами считаются те школы, которые в течение нескольких поколений мастеров существенно не изменялись и признаны культурно-историческим наследием в Японии. Обучение базируется на комплексе формальных упражнений (ката) и различных формах их реализации (рандори). Изучается как борьба без оружия, так и против вооруженного противника, фехтование в доспехах и без них, борьба в доспехах.
Современные школы создавались на базе традиционных. Цели изменений:
- создание специализированных направлений (например, для полицейских);
- приспособление для современных ситуаций самообороны;
- создание спортивных направлений.
Сегодня в джиу-джицу изучаются самые разнообразные техники в той форме, в какой это изучалось сотни лет назад, а также в измененной форме в спортивной практике. Приемы джиу-джицу состоят на вооружении спецслужб многих стран мира, призванных защищать человечество «от сил зла».
Этикет — установленный порядок поведения — очень важен в Джиу-джитсу. Этикет пришел в Джиу-джитсу из конфуцианства, вместе с практикой четко разработанной церемонии и догмами морали. Положения морали легли в основу «БУСИ-ДО» — кодекса самурайской чести, который и сейчас определяет поведение человека, практикующего восточные боевые искусства. Кодекс БУСИ-ДО сводится к 5 ключевым установкам:
I. Верность
а) верность народу и любовь к отечеству;
б) любовь к родителям и привязанность к братьям;
в) усердие.
II. Вежливость
а) уважение и любовь;
б) скромность;
в) утонченность.
III. Мужество
а) храбрость;
б) твердость и хладнокровие;
в) терпеливость и выносливость;
г) находчивость.
IV. Правдивость
а) прямота и искренность;
б) честь;
в) справедливость.
V. Простота
а) простота;
б) скромность и чистота.
Соблюдение этикета восточных боевых искусствах с первой же тренировки воспитывает в учениках вежливость и уважение, что является очень важным в обучении и в воспитании гармоничной высокоразвитой не только с физической, но и с других сторон личности.
По древним традициям окинавского общества все начинается с поклона и заканчивается поклоном. На тренировке происходит то же самое — тренировка начинается с поклона и заканчивается поклоном. В КАТА, например, вы кланяетесь перед самым началом КАТА и затем снова в конце. Правильный этикет с поклонами и знаками уважения очень важен. В обществе то же проявление откровенности и уважения является важной частью повседневной жизни.
Рей, что означает «поклон», но может означать и уважение, должен идти от сердца и добровольно. Вы должны иметь подлинное уважение к людям и к личности каждого человека. Вместе с этим ваше отношение, через ваши действия и физическое поведение, должно быть корректным и искренним. Если ваше физическое отношение и искренность подлинны, то тогда Рей (уважение) естественно изойдет от сердца. Очень важно, чтобы физические и духовные аспекты Рей сочетались таким образом.
В ходе собственной подготовки, если вы всегда помните об уважении во время поддержания чистого и корректного отношения и стремитесь совершенствовать ваш характер, то в результате сформируется уважение и покорность, и в вашем карате или жизни не останется места для надменности.
Поэтому при входе в Додзе вы кланяетесь старшему и друзьям-ученикам. Для тех из нас, кто изучает боевые искусства, если тренировка начинается с уважения, то наши отношения и поведение также будут правильными. Если наши отношения корректные и мы тренируемся с покорностью, то и истинная техника приходит легко, а уважение и искренность будут естественно выражаться при поклоне.